« Назад
Марки, значки, монеты... Чего только я не собирал в детстве! Но никакое коллекционирование не стало делом всей жизни! И лишь к одному увлечению, занимавшему меня в далекие юные годы, я вернулся через... 30 лет.
Кажется, это было, когда я учился в четвертом классе - в день рождения мне подарили набор игрушечной железной дороги - паровоз и вагоны. Коробка с надписью «PIKO» была самым большим моим достоянием - никакая другая игрушка не могла заставить меня отрешиться от всего вокруг.
Магазины «Лейпциг» и «Детский мир» стали самыми главными для меня: каждый день после уроков я садился на телефон и допрашивал справочную - есть ли дополнения для железной дороги? Ответ милой барышни «да» звучал для меня как фанфары... Бережно держа в руках новый вагончик, паровоз или просто стрелку, я возвращался домой самым счастливым ребенком.
Поездка с родителями на год в Польшу обогатила мою коллекцию поистине редкими для коллекционеров вещами: соседи по социалистическому лагерю продавали немецкие модели железных дорог с размахом! И за шесть лет мне удалось собрать уникальную для тех времен коллекцию.
Потерял я ее по собственной глупости...
Первый год учебы в институте ознаменовался новой дружбой и новыми увлечениями. «Как это, - возмущались однокурсники, - у тебя нет магнитолы? Это плохо...».
Я рисковал стать чужаком. Без магнитолы-то! Это же как на деревне без гармошки. Более-менее приличная магнитола в комиссионках на Кудринской или на Комсомольском проспекте (а в те далекие годы иностранная техника была доступна только в этих комиссионных магазинах) стоила примерно три тысячи рублей - в два раза дешевле «Жигулей». Теперь даже как-то не верится: стоимость двух магнитол в то время равнялась стоимости одного автомобиля!
Уговорить родителей отказаться от накопления денег на машину и отдать мне их на покупку магнитолы «JVC» было непросто... Все-таки копили почти 10 лет... Но я уговорил. И даже сам выдвинул условие: я продаю... железную дорогу.
Каждую субботу после учебы я отправлялся с авоськами во Дворец культуры «Меридиан», где умные коллекционеры обменивались моделями, а неумные - вроде меня - их продавали.
После моего рождения это была вторая по счету моя самая глупая выходка...
Продав всю коллекцию, в семейный бюджет я вернул лишь половину. Впрочем, даже этих денег от меня дома никто не требовал.
И с тех пор каждый вечер, натянув на себя штаны клёш, с магнитолой наперевес я бродил по московским улицам с друзьями-однокурсниками, с особым удовольствием осознавая: теперь я - как все. У меня тоже есть железная коробочка, из которой доносится хриплый голос Криса Нормана...
Впрочем, это было натянутое удовольствие, ибо где-то глубоко внутри сидела и медленно разъедала мысль: балалайка есть у всех, а у тебя было то, чего нет ни у кого.
Тридцать лет мне снились мои паровозы и вагоны, станции и полустаночки, переезды и депо... Тридцать лет я обходил стороной магазины, которые могли мне напомнить о потерянном.
21 августа 2007 года я случайно забрел в супермаркет, где на полках по ранжиру были построены музыкальные центры на любой вкус. Удивляться было нечему - картинка привычная. Но взгляд мой приковала магнитола, просто поразительно похожая на ту - из детства, которая ныне бесславно ржавеет на дачном чердаке. «Надо же, - сказал я сам себе, - всего 9 тысяч... А когда-то это было целое состояние».
И тут случилось то, чему, видимо, было суждено случиться. Увлеченный воспоминаниями, я оказался у соседнего павильона, вход в который предваряла вывеска: «Распродажа! Паровозы от 9 тысяч рублей!».
Что было дальше, помню смутно. Будто чьи-то руки подхватили и понесли. И я оказался между полками, заставленными мечтой моего детства. Впрочем, не только детства.
Не знаю уж, что было написано на моем лице, но скучающий продавец не сразу решился ко мне подойти. Привел меня в чувства директор:
- Понимаю, - сказал он, - вы такой не первый... Давно бросили?
Услышав про тридцать лет, он сочувственно закивал головой, вынул из-под прилавка маленькую коробочку с надписью «PIKO» и простеньким вагончиком внутри, протянул ее мне и сказал:
- Это подарок. Когда-то же надо исправлять ошибки...
И я начал усердно исправлять. Сегодня в моей коллекции (одной из самых больших частных в стране, оцененной примерно в 15.000.000 рублей) 252 единицы тяги - от старинных паровозов до современных дизелей и электровозов и мотрисс, оборудованных парогенераторами, внутренним и внешним освещением, полностью соответствующим оригиналу звуком (1 и 2 части каталога справа доступны для просмотра и скачивания). Более 500 грузовых и около 450 пассажирских вагонов европейских стран. Более сотни строений - от путевых домиков, городских многоэтажек, коттеджей, публичного дома с ритмично двигающейся в нем любовной парой, автозаправочных станций, блок-постов, церквей и костелов с доносящейся из них органной музыкой - до огромных вокзалов, заводов и депо. Если выставить все модели друг за другом, они займут расстояние, равное длине полутора футбольных полей.
|
ЭПОХА I 1835 - 1925 ГОДЫ
ЭПОХА V - VI 1985 - 2022 ГОДЫ
Мне удалось собрать многие действующие модели, старинные прототипы которых бегали по железным дорогам Баварии, Саксонии, Вюртемберга, Бадена, Пруссии, Мекленбурга, Америки с 1835 по 1925 годы, а современные - немецкие, швейцарские, итальянские, французские, бельгийские, испанские, российские, венгерские и шведские - бегают в наши дни.
Я мечтаю о той счастливой минуте, когда сумею распахнуть для друзей двери огромного зала, в котором будет стоять неповторимый по красоте действующий макет железной дороги, со стуком колес и паровозными гудками, раскатами грома и шумом дождя, боем часов на башнях и пением птиц, запахом угля и дыма.
Я мечтаю о той счастливой минуте, когда смогу сказать всем: увы, я не сумел изменить этот мир.
Но я построил свой...
|
|
Ну а пока родилась и воплотилась идея найти у бережливых коллекционеров такие же модели, строения и элементы ландшафта, которые более 40 лет назад были по предательски мною проданы, и создать из раритетных предметов небольшой макет. Профессионалов прошу строго меня не судить: это мой первый опыт, к тому же на макете использованы элементы ландшафта, модели и строения, выпущенные в ГДР во второй половине прошлого столетия и по понятным причинам не отличающиеся высоким качеством исполнения.
Время, нашедшее свое отражение на макете, следует относить к 70-м годам минувшего века. Место - небольшая станция близ Дрездена.
|
|